Пятница, 03.05.2024, 12:11
Приветствую Вас, Гость

Экспериментирование при логопедической работе.

     Эта тема привлекла мое внимание, хотя, казалось бы, времени на эксперименты и опыты у логопеда нет. Но работая с детьми, придумываешь все больше способов, чтобы заинтересовать и увлечь их при монотонной работе по автоматизации звуков.

Игр для автоматизации – огромное количество, все они должны быть многофункциональными и приспособленными для многократного использования.

    Однажды, когда я играла с ребенком в одну из таких игр – «Рыбалка» (когда удочкой ловится карточка с определенным звуком) у ребенка возникли вопросы: «А почему так происходит? Какая сила поднимает карточки?» Так и родились первые опыты и объяснения. Для повышения эффективности коррекционной работы я стала использовать игры-эксперименты.

    Ребенок, обычно, хорошо понимает и запоминает то, что ему интересно. Всегда есть возможность найти то, что заинтересует и увлечет его. Нужно отыскать это и преподнести ребенку так, чтобы у него появилось желание, самому совершать находки и открытия. Психологами не раз уже доказано, что только занятия, которые вызвали у дошкольника положительные эмоциональные реакции, становятся полезными.

Посредством игр-экспериментов осуществляются следующие задачи:

• Расширить и углубить познания ребенка об окружающей действительности и на этой основе сформировать системы представлений.

• Развить у детей умственные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

• Развивать речь детей, учить использовать в речи вопросительные предложения, правильно строить эти предложения.

• Автоматизировать поставленные звуки во время речевой активности.

•Формировать желание в продуктивно-познавательном общении со взрослым.

• Побуждать детей к абстрактному и логическому мышлению.

• Учить ставить вопросы, анализировать проблему, найти правильный ответ и сделать вывод.

Учиться, играя и экспериментируя!

Что же представляют собой игра и эксперимент?

      Игра – это обучающий и социально важный вид деятельности, воспитывающий умение коллективно реагировать и действовать. Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя значимым, проявить и развить себя, как личность.

    При экспериментировании дети получают возможность утолить свою любознательность, данную каждому ребенку от рождения, ответить самому на тысячи своих «Почему? Зачем? Как? Что будет, если...?».

     Эксперимент же – это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо». Конечно, «нельзя объять необъятное» и дать ответы на всевозможные «почему», да это и ни к чему. Ведь главное для нас развивать у детей любознательность, увлекать их процессом познавания окружающего мира.

Лучше всего, чтобы дети самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы, но необходимо, чтобы на все вопросы все же были найдены ответы. При этом можно обратить к справочникам, энциклопедиям.

    В ходе проведения экспериментальной работы у ребенка тренируется память, запускается умственная деятельность, потому что мозгу необходимо в непрерывном режиме анализировать, сравнивать и классифицировать, обобщать и экстраполировать факты возникающие в ходе эксперимента. Необходимость рассказывать о том, что он видит, сообщать о замеченных закономерностях и делать выводы побуждает развитие речи.

Для экспериментирования имеется множество подручных средств:

• Материалы: песок, металл, камни.

• Физические явления: звук, магнетизм, вес.

• Человек и его органы: нос, глаза, рот.

• Природные явления: воздух, вода.

    Достаточно легко придумать несложные эксперименты. Для этого не нужно больших усилий, только желание, немного выдумки и некоторые научные познания.

    Итак, при выполнении коррекционно-развивающей работы, включающей передовые методики, появляется возможность создания прекрасных условий для коррекции изъянов в речевом развитии, а также в личностной, познавательной и эмоционально-волевой сферах. Экспериментальная деятельность является благодатной почвой для развития познавательной деятельности у старших дошкольников. Она помогает речи детей становиться гораздо содержательнее, более эмоционально окрашенной, точно выстроенной.

     Включение игр-экспериментов в коррекционную работу дает мне возможность более качественно готовить дошкольников к школьной жизни, создавать у них умение находить нестандартные пути решения задач, учить их делать смелые предположения и высказывания.