Пятница, 03.05.2024, 09:23
Приветствую Вас, Гость

Педагогическая интернет-мастерская

«Общаться учит нас игра»

Шахматова Валентина Сергеевна - учитель-логопед МОУ прогимназии «Кристина» города Томска. Закончила Томский государственный педагогический университет. Психолого-педагогический факультет, по специальности  логопедия. Стаж педагогической деятельности: 8 лет.

 

   

 

В рамках Интернет – мастерской я надеюсь  найти единомышленников по вопросу  «Развитие коммуникативных навыков через сюжетно-ролевую игру у детей с речевыми нарушениями», выработать методику, приемлемую  для использования в рамках работы на логопункте.

 

Главным принципом дошкольного образования становится принцип развивающего образования, в соответствии с которым его целью является всестороннее развитие личности ребенка, ориентированное на раскрытие творческого потенциала, где большое   внимание уделяется  развитию   детской коммуникации.

 

Высокий уровень развития  коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практиче­скую значимость формирования коммуникативных умений и навыков с самого раннего детства. Его коммуникативные связи  должны активно формироваться  уже в дошкольном возрасте.

 

Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.

 

В настоящее же  время у многих детей к 6 годам не всегда сформировано умение общаться, старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи.

 

Особенно остро проблема  общения проявляется у дошкольников с нарушением  речи.

 

У детей с нарушением речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребенка.  Таким образом, коррекционное воздействие должно быть направлено не только на развитие речевых навыков, но и на развитие коммуникативных умений.

 

  Отсюда вытекает проблема: у дошкольников с нарушениями речи имеется заметное отставание в формировании коммуникативных навыков, но в коррекционно-образовательном процессе этому не уделяется достаточного внимания, так как отсутствуют специальные методики, направленные на развитие умения общаться у дошкольников с нарушениями речи.

 

Игровая деятельность у  дошкольников является ведущей, поэтому наиболее актуальной для развития коммуникативных навыков  может стать сюжетно-ролевая игра.

 

Широкие возможности сюжетно-ролевой игры в развитии речевого общения определяют   актуальность данной темы.

 

Гипотеза исследования связана с предположением о том,  что сюжетно - ролевая игра, применяемая в процессе коррекционной работы, будет способствовать формированию коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями  старшего дошкольного возраста, если при  её организации будут учтены следующие условия:

  • Будет структурировано содержание коррекционного процесса с учетом развития коммуникативных навыков.
  • Будет учтено различие темпов развития навыков общения детей, что может быть обусловлено разницей тяжести  речевых нарушений.
  • Будут разработаны дидактические материалы, направленные на формирование коммуникации через сюжетно-ролевую игру у детей с нарушениями речи.
  • Будут разработаны методические рекомендации для  воспитателей групп и родителей, для создания условий к закреплению и  дальнейшему развитию  у детей навыков общения,  полученных  при коррекционной работе на логопункте.

 Зона теоретической информации

 

 Зона практикума

Зона рефлексии

Зона интерактивного взаимодействия