Шахматова Валентина Сергеевна - учитель-логопед МОУ прогимназии «Кристина» города Томска. Закончила Томский государственный педагогический университет. Психолого-педагогический факультет, по специальности логопедия. Стаж педагогической деятельности: 8 лет.
В рамках Интернет – мастерской я надеюсь найти единомышленников по вопросу «Развитие коммуникативных навыков через сюжетно-ролевую игру у детей с речевыми нарушениями», выработать методику, приемлемую для использования в рамках работы на логопункте.
Главным принципом дошкольного образования становится принцип развивающего образования, в соответствии с которым его целью является всестороннее развитие личности ребенка, ориентированное на раскрытие творческого потенциала, где большое внимание уделяется развитию детской коммуникации.
Высокий уровень развития коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений и навыков с самого раннего детства. Его коммуникативные связи должны активно формироваться уже в дошкольном возрасте.
Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством – речь.
В настоящее же время у многих детей к 6 годам не всегда сформировано умение общаться, старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи.
Особенно остро проблема общения проявляется у дошкольников с нарушением речи.
У детей с нарушением речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребенка. Таким образом, коррекционное воздействие должно быть направлено не только на развитие речевых навыков, но и на развитие коммуникативных умений.
Отсюда вытекает проблема: у дошкольников с нарушениями речи имеется заметное отставание в формировании коммуникативных навыков, но в коррекционно-образовательном процессе этому не уделяется достаточного внимания, так как отсутствуют специальные методики, направленные на развитие умения общаться у дошкольников с нарушениями речи.
Игровая деятельность у дошкольников является ведущей, поэтому наиболее актуальной для развития коммуникативных навыков может стать сюжетно-ролевая игра.
Широкие возможности сюжетно-ролевой игры в развитии речевого общения определяют актуальность данной темы.
Гипотеза исследования связана с предположением о том, что сюжетно - ролевая игра, применяемая в процессе коррекционной работы, будет способствовать формированию коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста, если при её организации будут учтены следующие условия:
- Будет структурировано содержание коррекционного процесса с учетом развития коммуникативных навыков.
- Будет учтено различие темпов развития навыков общения детей, что может быть обусловлено разницей тяжести речевых нарушений.
- Будут разработаны дидактические материалы, направленные на формирование коммуникации через сюжетно-ролевую игру у детей с нарушениями речи.
- Будут разработаны методические рекомендации для воспитателей групп и родителей, для создания условий к закреплению и дальнейшему развитию у детей навыков общения, полученных при коррекционной работе на логопункте.
Зона интерактивного взаимодействия