Консультация для воспитателей.
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
У детей старшего дошкольного возраста часто возникают проблемы во взаимоотношении со своими сверстниками. А ведь общение со взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. Через общение он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.
Именно в условиях общения ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности непрерывно возникают ситуации, требующие согласования детей, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения.
В период старшего дошкольного
возраста сюжетно – ролевая игра становится главной у детей. В игре отображаются
не только особенности и назначения предметов и функций окружающих людей, но и
их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребенку
развить навыки общения со своими сверстниками.
В ролевой игре – заложены большие
возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии
как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности
и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной
деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом
столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.
При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей .
Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей.
Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения . В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность. В игре формируется «общественность» - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества.
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игры. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игры ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными.
К старшему
дошкольному возрасту усложняются формы взаимодействия детей в совместной
ролевой игре: от механического взаимодействия к взаимодействию на основе
содержания игры, когда детей объединяет и заставляет действовать согласованное
понимание общего замысла игры. Детей объединяет в игре общая цель, общие
переживания и интересы, совместные усилия при достижении цели, творческие
поиски. Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным
взаимоотношениям детей. Содержание игр требует проявления дружеских чувств, внимания к окружающим.
Можно заметить, что с усложнением
игрового взаимодействия от младшего к старшему возрасту уменьшается число
детских ссор, возрастают сотрудничество и кооперация.
Игра становится школой реальных отношений.
Основные задачи по развитию навыков общения у детей:
- формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
- обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
- развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;
- развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
- развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;
- освоение моделей социального поведения в сюжетно – ролевой игре.
Такие способы обогащения игры как: введение в игру новых ролей и ситуаций, подсказывание детям (на примере взрослого) способов выполнения игровых действий, повышают коммуникативное развитие детей.
Для моделирования трудных ситуаций можно использовать такие методические средства как включение в содержание игр таких упражнений как: «Заболела бабушка», «Очередь в магазин», «Волшебный магазин», «Перейди болото», «Мое настроение», «Давайте жить дружно», «Цветик – семицветик».